Стиль ампир — высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй половине XVIII века классицизма. В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в стиль ампир. Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир — от французского «empiere», империя. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы,скрещенные мечи и копья воинские шлемы и т.п.). Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия.
Накануне суровых и грозных событий революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Новые требования жизни вызвали потребности и в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания. С приходом к власти Наполеона и ещё ранее, с Директории, вместе с изменением исторической ситуации трансформировалось и ведущее художественное направление- неоклассицизм. Он стал более условным, холодным, более внешним. Неоклассицизм начала нового столетия называют ампиром, стилем Империи.
Стиль ампир — монументальный, репрезентативный в экстерьере, изысканно- роскошный во внутреннем убранстве, использующий древнеримские архитектурные формы. В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается, прежде всего, воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный характер. В преддверии Великой французской буржуазной революции в живописи Франции появляется Жак Луи Давид. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически слились с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре — «революционный классицизм». «Гений искусства должен быть достоин народа, которому он посвящает», «Любовь к человечеству, свобода, равенство, одушевите мою кисть!» Эти слова принадлежат Жаку Луи Давиду и были произнесены художником в грозовом 1793 году.
Ампир (фр. Empire — империя) — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, завершивший развитие классицизма. Термином «ампир» первоначально определяли искусство Франции периода империи Наполеона I (1804-1815) в соответствии с существовавшей традицией именовать периоды художественного развития стили искусства по именам королей и формам правления. Французский классицизм эпохи наполеоновской империи, называемый ампиром, сохраняет общую ориентировку классицизма конца 18 века на образцы и формы классического искусства античности. Преимущественное внимание уделяется художественному наследству императорского Рима. В архитектуре заимствуются монументальные формы массивных портиков, триумфальных арок и мемориальных колонн, обширных колоннад, а также военные эмблемы в архитектурных деталях и орнаменте: скрещенные мечи и копья воинские шлемы и т.п. Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия.
Наряду с римскими после египетского похода Наполеона применяются также и египетские архитектурные и пластические мотивы — большие не расчлененные плоскости стен, массивные прямолинейные объемы, египетский орнамент и рельеф, стилизованные сфинксы. Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность. Влияние французского искусства этого периода сказалось в архитектуре и прикладных искусствах Германии и Италии.
Впервые в истории мебели важную роль стала играть фактура материала. В предшествовавших стилях она скрывалась за нагромождениями резных украшений и различных шаблонов. Для ее изготовления предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченной через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных. Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед ( «Ника»). Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов. Другие новинки: узкий сервант, узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды. Кресла принимают форму древнеримских. Передние ножки нередко идут прямо от подлокотников и представляют собой гермы; если же они заканчиваются около сиденья, то подлокотники поддерживаются резными фигурами львов, грифонов, лебедей и других животных, или массивными завитками.
Как кресла, так и вся другая мебель для сидения жесткая. Мебель этого стиля, отдает предпочтение пышности, в ущерб удобству пользования. Стулья несколько проще кресел, причем их спинке часто придается форма лиры, которая является одним из наиболее употребительных мотивов в украшениях предметов меблировки стиля ампир.
Добрая ссылка: Щебень