главная
 
  Комнатные растения
22.10.2010  Двойное блюдо для закусок.
Прекрасное решение для подачи на стол закусок, после которых остаются отходы — маслины и вишни с косточками, фисташки…

 

 
главная отправить сообщение
 

Психология цвета: общее

В наше время проблемы улучшения внешнего вида бытового интерьера неотъемлемо от проблем его цветового решения. Правильно подобранная гамма окраски делает интерьер привлекательным, вызывает доброе отношение к нему, облегчает работу и повышает производительность труда. Цвет подчеркивает ясно воспринимаемые глазом черты внешней характеристики соответствующей конструкции изделия и, вместе с тем, формирует эстетическое представление о красоте предмета. С помощью него можно выделить главное, наиболее важное. Наука о цветоведении, тесно связанная с физикой, физиологией, светотехникой, психологией, искусством дает такое определение:  Цвет — это свойство тел вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Установлено, что человеческим глазом воспринимаются световые колебания с длиной волны от 400 до 76О нанометров (НМ). Нанометр равен миллиардной доли метра (lHM=10·9M). Длина волны обозначается А. Таким образом, каждый спектральный цвет можно характеризовать соответствующей ему длиной волны, называемой цветовым тоном.

В дизайне интерьера цвет среди других эстетических факторов занимает одно из важных мест и влияние его огромно. В результате многолетних наблюдений и исследований учеными было установлено, что цвета длинноволновой части спектра — желтый, оранжевый, красный ( «теплые») а коротковолновой части — зеленый, голубой, синий ( «холодные»), возбуждают различные отделы вегетативной нервной системы.что обеспечивает противоположное их действие на человека.Это явилось основанием для практического подразделения хроматических uвeтов на две основные группы — теплые и холодные.теплые цвета — красный, желтый, оранжевый и их оттенки являются цветами «активными», возбуждают и волнуют нервную систему человека (особенно красный цвет), стимyлируют активную деятельности, приводящую к кратковременномy повышению производительности труда, затем яркие цвета начинают действовать на ЦНС (центральную нервную систему) угнетающе и производительность резко падает. Холодные цвета — зеленый, синий, сине-зеленый, голубой и их оттенки в отличие от теплых — «пассивные», на ЦНС и зрительный анализатор действуют успокаивающе, облегчают напряжение глаз. Особенно благоприятны для глаз зеленый цвет и его оттенки, они сохраняют на длительное время высокую работоспособность и поэтому рекомендуются там, где деятельность человека связана с напряженным зрительным или умственным трудом. Холодные тона позволяют человеку легче переносить в помещении повышенную температуру.Особую группу составляют так называемые оптимальные цвета, наиболее благоприятно воздействующие на зрительный анализатор. Это цвета средневолновых участков спектра (желто-зеленые, зелено-голубые, голубые, синеголубые) и смешанные неспектральные холодные цвета (зелено-серый, сероголубой, морской волны и т.п.) с относительно небольшой чистотой цвета (p=1540%) и высоким коэффициентом отражения (r=50-70%), Т.е. это мягкие пастельные тона.

Цвет — важная составляющая нашей окружающей среды. И зачастую цвет задает «настроение» не только нашего жилища, но и наше собственное. Умелое использование цвета и сочетаний цветов в интерьере способны изменить любое помещение до неузнаваемости, изменить его визуальное восприятие. Так, ни для кого не секрет, что прохладные, легкие и неяркие цвета и минимум контраста могут «раздвинуть» стены комнаты, которая будет казаться больше, чем она есть на самом деле. В то время как теплые, темные, яркие цвета могут значительно уменьшить пространство.

Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер квартиры. Работать с ним нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций. Еще со школы мы знаем считалочку «Каждый охотник желает знать…», в которой закодированы цвета, составляющие радугу. Так называемый спектр, семь основных цветов, получается путем преломления светового луча, проходящего сквозь стеклянную призму. Между крайними цветами спектра — вишнево-красным и фиолетово-синим — располагаются красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, голубовато-синий, синий, сине-фиолетовый. Такие цвета называются спектральными.
Цвет предметов определяется по тому, какие цветные лучи отражаются их поверхностью, а какие — поглощаются. Некоторые поверхности больше отражают красные лучи, а поглощают зеленые. Такие поверхности мы воспринимаем как красные. Зеленые же предметы, наоборот, больше поглощают красные лучи спектра, а зеленые отражают и т. д. Черные и серые поверхности поглощают почти все лучи спектра.
Для понимания цвета и его воздействия на человека необходимо знать, как распределяются и как взаимодействуют цвета друг с другом. Если смешать два крайних цвета в спектре: вишнево-красный и сине-фиолетовый, получится промежуточный цвет — пурпурный. Добавив его в спектр, можно замкнуть в кольцо весь цветовой ряд и тем самым получить так называемый цветовой круг. В нем располагаются все основные цвета и те, которые можно получить смешиванием цветов друг с другом. Последовательность цветов в любом цветовом круге всегда одинакова.
Цветовой круг условно делят на две части: в одну входят все красные, желтые и зеленые цвета, а в другую — сине-зеленые, синие и фиолетовые. Цвета первой группы называются теплыми, второй — холодными. Кроме того, все цвета, кроме черного и серого, называются хроматическими, а черный и серый — ахроматическими.

Цвет оказывает влияние на кровяное давление — оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.

Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени — каждая эпоха выбирает свой цвет: серый — пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим — пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов — нация процветает.

Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке — излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи.Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый — на умственное, а голубой — на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки.

На восприятие цвета влияет наше психическое состояние, и наоборот, цвет может воздействовать на нас и вызывать определенные эмоции. Он становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. В частности, цвет может поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить аппетит. Ученые и дизайнеры давно научились использовать в своей практике эти его особенности. Осознанное применение цвета позволяет корректировать состояние человека, подолгу находящегося в одном помещении.

Если в жилом доме несколько комнат, их лучше оформить в различной цветовой гамме. Например, если дети досаждают вам своим неумеренным темпераментом, то попробуйте стены их комнаты выкрасить (оклеить) в розовый цвет. В таком помещении ребенок быстро успокоится, и необходимость в воспитательных мерах отпадет сама собой. Аппетит ребенка улучшится в желто-оранжевой кухне.

Синий уменьшит мускульное напряжение и расслабит, даст возможность полноценно отдохнуть, а зеленый снимет зрительное напряжение и поможет собраться мыслями. Красный же, наоборот, возбуждает и стимулирует мозг, он эффективен при меланхолии, но в ограниченных количествах. Красными могут быть детали, но ни в коем случае не стены целиком. Только в спортзале допустимо использование в большом количестве красного цвета. Фиолетовые цвета подойдут для кабинета, где необходима сосредоточенность, кроме того, этот цвет благоприятно действует на клетки нашего мозга и способствует раскрытию способностей.

Не менее, чем сочетание цветов, в интерьере важна та пропорция, в которой они использованы. Предпочтительнее использование комбинаций их основных цветов, или — их сочетание с тактичным введением цветов дополнительных.

Преобладающий синий в интерьере жилища символизирует удовлетворенность и спокойствие. Сочетание преобладающего синего и зеленого — субъективную направленность вовнутрь, бесконфликтность. Синий + желтый дают зависимость от среды и окружающих. Синий + красный — ощущение благоприятного сочетания независимости, автономности и ощущения комфорта от предлагаемых жизненных обстоятельств, чувство целостности. Синий и немного фиолетового — символизируют потребность в тонком, изысканном окружении, стремление к эстетическому. Сочетение Синий + коричневый может вызвать беспокойство, провоцирует страх одиночества и желание уйти от конфликтов. Сочетание Синий + серый хорошо для помещений, предназначенных для релаксации, символизирует стремление к отдыху и покою. Не рекомендуется использовать сочетание «синий + черный», оно провоцирует подавленность, негативное состояние, неудовлетворенность собой и ситуацией. Преобладающий зеленый в сочетании с синим — символизирует позитивный эмоциональный настрой, стремление к признанию, успеху в делах. Он же в сочетании с красным — активное стремление к принятию самостоятельных решений, преодолению преград, к победе. В сочетании с желтым — стремление к признанию, желание произвести впечатление. В сочетании с фиолетовым преобладающий зеленый может вызывать беспокойство. С добавлением коричневого или серого — провоцировать ощущение неудовлетворенности. В сочетании с черным — передавать чувство обиды и даже злости, подталкивать к «падению боевого духа».